МЕНЕСТРЕЛЬ
 
Влад Короткий

Старшая Эдда

Влад Короткий
Старшая Эдда
Что это такое ?
Старшая Эдда - это поэтический сборник скандинавских мифов, легенд и преданий. Сейчас является интереснейшим образцом эпоса Исландии, кладезью знаний для антропологов и лингвистов, которые изучают Скандинавию.
Когда появилось ?
На протяжении нескольких веков мифы передавались в устной форме, а в середине ХІІІ века были записаны. В те времена Исландия находилась в глубоком политическом кризисе и была вынуждена стать частью Норвегии.
Кто записал ?
На сегодняшний день мы не знаем, кто записал Старшую Эдду.
Но многие исследователи, обращая внимание на некоторые христианские заимствования, приписывают авторство легендарному исландскому священнику и писателю - Сэмунду Мудрому.
Что это такое ?
Старшая Эдда - это поэтический сборник скандинавских мифов, легенд и преданий. Сейчас является интереснейшим образцом эпоса Исландии, кладезью знаний для антропологов и лингвистов, которые изучают Скандинавию.
Когда появилось ?
На протяжении нескольких веков мифы передавались в устной форме, а в середине ХІІІ века были записаны. В те времена Исландия находилась в глубоком политическом кризисе и была вынуждена стать частью Норвегии.
Кто записал ?
На сегодняшний день мы не знаем, кто записал Старшую Эдду.
Но многие исследователи, обращая внимание на некоторые христианские заимствования, приписывают авторство легендарному исландскому священнику и писателю - Сэмунду Мудрому.
Почему вам стоит прочитать
«Старшую Эдду»
1
Получаем полезные советы
Прочитав "Старшую Эдду", мы узнаем, что пиво не так уж полезно, как думают многие, хоть и помогает проявить человеческую душу. Не нужно есть без меры и поздно ложиться спать. Друзьям нужно отвечать добром, а злодеям - злом. А лучше всего живется тем, кто не мудрствует много.
Прочитав "Старшую Эдду", мы узнаем, что пиво не так уж полезно, как думают многие, хоть и помогает проявить человеческую душу. Не нужно есть без меры и поздно ложиться спать. Друзьям нужно отвечать добром, а злодеям - злом. А лучше всего живется тем, кто не мудрствует много.
"Пьяным я был,
слишком напился
у мудрого Фьялара;
но лучшее в пиве -
что хмель от него
исчезает бесследно".
"Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
лучше живется
тем людям, чьи знанья
не слишком обширны".
"Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы,-
это лучше подачек".
"Так же и с теми,
в ком усомнишься,
в ком видишь коварство,-
улыбайся в ответ,
скрывай свои мысли,-
тем же отплачивай".
"Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы,-
это лучше подачек".
"Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
лучше живется
тем людям, чьи знанья
не слишком обширны".
" Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
если встречи с красавицей
ищешь и ею
насладиться намерен -
обещанья давай
и крепко держи их!
Добро не прискучит ".

" Никто за любовь
никогда осуждать
другого не должен;
часто мудрец
опутан любовью,
глупцу непонятной ".


" Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
дружбу блюди
и первым ее
порвать не старайся;
скорбь твое сердце
сожжет, коль не сможешь
другу довериться ".
" Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
если встречи с красавицей
ищешь и ею
насладиться намерен -
обещанья давай
и крепко держи их!
Добро не прискучит ".
2
Разрываем шаблоны
Что мы представляем себе, когда думаем об Исландии XII века? Могучих конунгов, которые борются за земли, ужасную сырость и холод, суровых крестьян, много грязи и мало еды.
Что мы представляем себе, когда думаем об Исландии XII века? Могучих конунгов, которые борются за земли, ужасную сырость и холод, суровых крестьян, много грязи и мало еды.
Наши современные представления об Исландии мало отличаются от знаний наших предков. Лишь немногие на континенте знали о существовании острова. А те, что знали, имели о нем весьма смутные представления.

Если вы думаете, что жизнь была тяжелой и страшной, то во многом вы правы. В Исландии, на самом деле, немного сельскохозяйственных земель и пресной воды, но несмотря на это, в XII веке там проживало около 70 тысяч человек - по средневековым меркам большое число. Исландия торговала с Норвегией и Данией. Развивала свою самобытную литературу (вспомните те же самые саги).

В "Старшей Эдде" можно заметить другой любопытный момент. Я говорю о свободе средневековых нравов и яркости повествования. Давайте для этого прочтем отрывки из знаменитого сюжета - "Перебранки Локи".
Эгир (великан и владыка морей) пригласил богов на застолье. Пришли и Один, и Фригг, и Тюр, и Браги, и Идун, и остальные асы. Не пригласил Эгир одного Локи. С момента незваного прихода Локи на праздник и начинается повествование.
"К Эгиру в дом войти я решил
и на пир посмотреть;
раздор и вражду я им принесу,
разбавлю мед злобой".
"Ты, Фригг, молчи! Ты Фьёргюна дочь и нравом распутна: хоть муж тебе Видрир, ты Вили и Be обнимала обоих".

"Ты, Фрейя, молчи! Ты, злобная ведьма, погрязла в разврате: -не тебе ли пришлось -пойманной с братом- визжать с перепугу!"

"Ты, Ньёрд, молчи! Не ты ли богами был послан заложником; дочери Хюмира в рот твой мочились, как будто в корыто".

"Ты, Бейла, молчи! Ты, жена Бюггвира, мрази вместилище; выродок ты меж богами великими, скотница грязная!"



После этой перепалки Локи ушел.

"Я высказал асам, я высказал асиньям все, не таясь... Пива ты, Эгир, немало припас,
но напрасно старался;
пусть все, чем владеешь, в пламени сгинет,
пусть опалит огонь тебе спину!"


Но асы не отпустили Локи:

"После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нарви, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением".


3
Ждем русских
Еще один удивительный момент "Старшей Эдды" я обнаружил в "Гренландской Песни об Атли".

Там, при описании благ, которые получат герои, упоминаются земли Данпа. Исследователи считают, что эти земли - древняя столица готского государства, располагавшаяся на реке Днепр.

Ученые полагают, что готы пришли в богатые земли Днепра около 3 века.
Там они установили свое государство - Ойум. Но из-за процесса переселения народов, готы были вынуждены покинуть свои богатые плодородные земли.

Гунны наступали с востока, и готам пришлось двинуться на запад, в сторону восточных и северных границ Римской Империи. Там готы построили новое государство, которое со временем стало сильнейшим во всей Западной Европе. Но образ своей древней столицы остался в мифологии готских племен на долгие века.


Еще один удивительный момент "Старшей Эдды" я обнаружил в "Гренландской Песни об Атли".

Там, при описании благ, которые получат герои, упоминаются земли Данпа. Исследователи считают, что эти земли - древняя столица готского государства, располагавшаяся на реке Днепр.

Ученые полагают, что готы пришли в богатые земли Днепра около 3 века.
Там они установили свое государство - Ойум. Но из-за процесса переселения народов, готы были вынуждены покинуть свои богатые плодородные земли.

Гунны наступали с востока, и готам пришлось двинуться на запад, в сторону восточных и северных границ Римской Империи. Там готы построили новое государство, которое со временем стало сильнейшим во всей Западной Европе. Но образ своей древней столицы остался в мифологии готских племен на долгие века.


Дан и Данп
Готы со временем распространили свое влияние на Скандинавию. Культура готов проникла и в Исландию, так туда попали готские названия. В их числе уже упомянутый "Данп".

В Песни о Риге упоминаются легендарные предки датских королей - Дан и Данп. Если Данп, кажется, в Исландии стал не только территорией, но и именем собственным, то по отношению к Дану у ученых есть сомнения.

Есть два мнения. Одни исследователи говорят, что это просто сокращение от "Дания". Другие настаивают, что это название другой реки - Дона. Две эти реки часто упоминались в скандинавских поэмах вместе.

" У Дана и Данпа богаче дома,
земли их лучше владений твоих;
ладьей они править привыкли искусно
и раны умело наносят мечом".
" [ Я хочу ]
и лес знаменитый, что Мюрквид зовется,
на готской земле могилы священные,
камень чудесный в излучинах Данпа,
кольчуг половину, у Хейдрека бывших,
земель и людей и блестящих колец".

" Широкое даст Гнитахейд поле,
пики звенящие, челны златоносные.
золота груды, и Данпа земли,
и лес знаменитый,что Мюрквид зовется!"
" У Дана и Данпа богаче дома,
земли их лучше владений твоих;
ладьей они править привыкли искусно
и раны умело наносят мечом".
" Широкое даст Гнитахейд поле,
пики звенящие, челны златоносные.
золота груды, и Данпа земли,
и лес знаменитый,что Мюрквид зовется!"
Надеюсь, после знакомства со "Старшей Эддой", у вас появилось желание ее прочитать. Поверьте, вы точно об этом не пожалеете. Возможно, в начале будет сложно и непонятно. Так и должно быть.

Со временем вы начнете слышать шелест листьев ясеня Иггдрасиль, песни богов в Асгарде и звуки вечной счастливой бойни в Вальхалле. Стоит только дать загадочной скандинавской мифологии проникнуть в ваш разум.


Читайте еще